О Бартини Р.Л.

РОБЕРТ ЛЮДВИГОВИЧ БАРТИНИ
(настоящее имя Роберто Орожди, 14.05.1897 − 6.12.1974)

Выдающийся советский ученый в области аэродинамики, авиаконструктор и организатор авиапромышленности, начальник опытно-конструкторских бюро и главный конструктор ряда крупных предприятий авиационной промышленности СССР.

Родился в г. Фиуме (Австро-Венгрия), окончил офицерскую школу (1916), участвовал в Первой мировой войне. В 1923 г., после окончания авиационного отделения Миланского политехнического института, по рекомендации Итальянской коммунистической партии переехал в СССР.

С 1923 по 1930 г. занимал различные должности (прошел путь от лаборанта до главного инженера ВВС Черного моря). В это же время первым в СССР провел опыты по коррозии авиационных материалов, исследовал системы защиты от коррозии.

С 1930 по 1938 г. – Главный конструктор СНИИ ГВФ, занимался разработкой высокоскоростных самолетов, принимал участие в создании новых методов сварки высокопрочных сталей.

В 1938 г. осужден по ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР на 10 лет лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет. Один из немногих осужденных авиаконструкторов, полностью отбывший срок наказания. Заключение отбывал в ЦКБ-29, затем в ОКБ-86, г. Таганрог. Впервые предложил схему широкофюзеляжного транспортного самолета (проекты Т-117/Т-200). Был изготовлен макет, принятый Государственной комиссией, однако в производство самолет не пошел.

С 1952 по 1957 г. работал начальником отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) в Новосибирске. Здесь он впервые предложил и детально проработал схему высокоскоростного «летающего крыла», создал проекты сверхзвуковых бомбардировщиков А-55 и А-57.

Впервые в СССР при разработке высокоскоростного самолета предложил решение проблем аэродинамического нагрева (в том числе использование сотовых конструкций и многослойных панелей обшивки), управления пограничным слоем, базирования бомбардировочной авиации.

С 1968 по 1974 г. занимал должность главного конструктора на заводе им. Г. Димитрова в КБ им. Г.М. Бериева (Таганрог). За 7 лет под его руководством были разработаны проекты противолодочных и транспортных самолетов-амфибий, в том числе сверхтяжелых (А-2000), построены два противолодочных самолета ВВА-14.

Вместе с Р.Е. Алексеевым стал одним из пионеров создания экранопланного флота в СССР.

Награжден орденом Ленина (1967).