Решение конференции

РЕШЕНИЕ
II Всероссийской научно-технической конференции 
«Климат-2017. Проблемы оценки климатической

стойкости материалов и сложных технических систем»,

посвященной 120-летию со дня рождения великого советского ученого,

авиаконструктора Роберта Людвиговича Бартини

 

3–4 августа 2017 г.

ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова, г. Геленджик

 

Участники конференции констатируют, что ежегодные научно-технические конференции, проводимые ФГУП «ВИАМ» в Геленджикском центре климатических испытаний им. Г.В. Акимова, завоевали авторитет и признание ученых Российской академии наук, представителей государственных научных центров, национальных исследовательских университетов, специалистов предприятий различных отраслей промышленности как научные форумы развивающегося направления «Материалы нового поколения и глубокая переработка сырья». Большинство обсуждаемых докладов соответствует тематике «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», разработанных во ФГУП «ВИАМ». Содержание докладов отражает актуальность развития материаловедения в рамках Технологических платформ «Материалы и технологии металлургии» и «Новые полимерные композиционные материалы и технологии». Выражена благодарность ФГУП «ВИАМ» за оценку деятельности ученого-авиаконструктора Р.Л. Бартини.

Традиционный интерес участников вызывают такие тематические направления, как:

−        фундаментальные и прикладные исследования в области защиты от коррозии, старения и биоповреждений материалов и конструкций в природных средах;

−        методы и результаты исследований коррозионной агрессивности атмосферы в различных климатических регионах;

−        методы, оборудование и приборы для испытаний материалов и сложных технических систем на старение, коррозию, биологическую стойкость;

−        системы защиты материалов и техники от старения, коррозии, биологического воздействия;

−        взаимосвязь между результатами натурных и ускоренных испытаний материалов и элементов конструкций на старение, коррозию и биоповреждения;

−        прогнозирование климатической стойкости материалов;

−        коррозия, старение и биостойкость объектов инфраструктуры;

−        стандарты и нормативные документы для испытаний материалов и техники в природных средах;

−        состояние климата и роль воздействия факторов на материалы.

 

Участники конференции приняли решение:

1. Без обновления устаревшей нормативной базы, регламентирующей воздействие климатических факторов на сложные технические системы для определения условий их эксплуатации, хранения и транспортировки, не представляется возможным предусмотреть комплекс необходимых мероприятий при разработке и проектировании изделия с целью обеспечения его работоспособности.

Считать необходимым подготовить обращение в адрес Росгидромета и других заинтересованных организаций по вопросу организации работ, направленных на пересмотр и обновление системы определения исполнения машин, приборов и других технических изделий для различных климатических районов, обновление метеорологических данных в нормативных документах и организацию системы мониторинга климатических факторов для технических целей.

2. Продолжить работу по созданию новых и модернизации имеющихся климатических центров, станций и площадок по базовому проекту ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова для испытаний материалов, конструкций, узлов, агрегатов и образцов техники в различных климатических условиях на базе единых методических требований.

Заинтересованным участникам конференции – направить в адрес организационного комитета конференции письма поддержки, организационному комитету – обобщить поступающие документы и подготовить обращение по данному вопросу в адрес Минпромторга России.

3. Поскольку объемы натурных и натурно-ускоренных климатических испытаний в районах с агрессивным климатом ограничены для техники, предназначенной для эксплуатации в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Индии, необходимо проведение дополнительных мероприятий по оценке выбора эффективных систем защиты и определению климатического исполнения изделия.

Рекомендовать заинтересованным участникам подготовить предложения по соответствующим дополнительным мероприятиям, в особенности в районах тропического климата с повышенной коррозионной агрессивностью (Куба, Венесуэла, Индия и др.), с учетом данных по экспорту, размещению и хранению изделий отечественного производства в странах, осуществляющих закупки, и направить их в адрес ФГУП «ВИАМ».

4. Активизировать работы по оценке работоспособности материалов в различных климатических зонах при воздействии эксплуатационных и натурных факторов по следующим направлениям:

– расширенное экспонирование в Арктике;

– создание и анализ баз данных о стойкости материалов в типовых климатических зонах земного шара;

– математические исследования по учету воздействия климатических факторов;

– исследование влияния поверхностного упрочнения на усталостные характеристики конструкционных материалов в условиях воздействия коррозионной среды, с учетом изучения закономерности распределения напряжений в нагартованных отверстиях;

– исследование совместного воздействия вибрационных нагрузок на механические характеристики конструкционных материалов и напряженно-деформированного состояния в вершине трещины на параметры разрушения в условиях воздействия коррозионной среды;

– исследования стойкости защитных покрытий к динамическому воздействию песка (пыли);

– разработка методик оценки защитной способности оксидных покрытий электрохимическим методом;

– разработка методик неразрушающего контроля для объективной регистрации повреждений конструкционных материалов, возникающих в процессе испытаний под воздействием сочетания циклических нагрузок, вибрации и климатических факторов.

Предусмотреть данные работы как один из приоритетов при формировании конкурсов на исследования и разработки, в том числе в системе грантов РФФИ и РНФ.

5. Обозначить необходимость разработки комплекса нормативно-технической документации по проведению испытаний материалов на стойкость к воздействию климатических и эксплуатационных факторов для установления коррозионного ресурса в ожидаемых условиях эксплуатации.

6. Отметить важность внедрения принципиально новых подходов к контрольно-измерительным операциям на всех стадиях жизненного цикла техники в интересах создания прогрессивных технологий проектирования и производства изделий.

Требуется совершенствование оценки предельных состояний материалов и критериев безопасной повреждаемости для учета необходимых параметров при прогнозировании ресурса и расчета деталей и конструкций с минимальным коэффициентом запаса прочности.

7. Обозначить необходимость широкого распространения практики комплексной оценки климатической стойкости изделия авиационной техники для подтверждения климатического исполнения, оценки эффективности защиты и сроков службы, а также прогнозирования ресурса изделия по примеру согласованной ПАО «ОАК» комплексной программы натурно-климатических и ускоренных имитационных испытаний образцов материалов элементов конструкции самолета МС-21.

Результаты данной работы в дальнейшем должны обеспечить:

– совершенствование системы технического обслуживания, эксплуатации и ремонта с внесением изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию изделий, регламенты и циркуляры;

– выпуск рекомендаций по системам защиты изделий для их безотказной работы в условиях ожидаемой эксплуатации, прогнозирование ресурса работы.