Решение конференции

Р Е Ш Е Н И Е

VII Всероссийской научно-технической конференции
«Роль фундаментальных исследований при реализации Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки
на период до 2030 года»

ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ, г. Москва

28 июня 2021 г.

 

В работе VII Всероссийской научно-технической конференции «Роль фундаментальных исследований при реализации Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» (далее – конференция), проведенной во ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ 28 июня 2021 года, приняли участие специалисты организаций, занимающихся разработкой, производством и применением материалов и технологий нового поколения, представители Российской академии наук, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

По итогам обмена мнениями по тематике конференции ее участники решили:

1. Признать фундаментальные и фундаментально-ориентированные исследования, проводимые ведущими научно-исследовательскими организациями, государственными научными центрами совместно с институтами РАН, национальными исследовательскими университетами и высшими профессиональными образовательными учреждениями, основой для дальнейшего развития деятельности по созданию материалов нового поколения в рамках реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года».

Отметить основополагающую роль «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» в качестве ключевого документа стратегического планирования в России в части материаловедения.

2. В настоящее время отсутствует политика единого ресурсного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности, нарушена преемственность и стадийность выполнения научных проектов, не выработаны системные меры по привлечению инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную сферы.

Текущее финансовое обеспечение развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в части объема внутренних затрат, динамики количества исследователей и доли расходов в структуре ВВП остается на недостаточном уровне для обеспечения прорывного развития России, определенного Президентом Российской Федерации в национальных целях на период до 2030 года.

В связи с вышеизложенным следует поручить Организационному комитету направить обращение в адрес Минобрнауки России о целесообразности инициирования проработки изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусмотрев раздел бюджетной классификации «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», консолидирующий расходы на науку с выделением отдельной статьи «опытно-конструкторские работы по созданию конкретных образцов высокотехнологичной продукции».

3. Признать, что межотраслевое взаимодействие научной и научно-технической деятельности, задачи по формированию более эффективной кооперации и интеграции научной и научно-технической деятельности с инновационной, промышленной и образовательной сферами решаются неудовлетворительными темпами.

Отметить значительные достижения участников конференции по выстраиванию кооперации и широкому вовлечению в научную деятельность промышленных предприятий. Рекомендовать участникам принять активное участие в постановке и реализации мероприятий в рамках Программы стратегического академического лидерства (Приоритет-2030).

Поручить Организационному комитету подготовить обращение в адрес Минобрнауки России о важности значительного вовлечения отраслевых научных и промышленных организаций в процесс формирования тематики программ развития университетов в рамках проекта Приоритет-2030.

4. В Российской Федерации наблюдается радикальное отклонение от общемировой практики в части венчурного финансирования высокорисковых инновационных исследований и разработок.

Венчурными инвестициями, согласно законодательству Российской Федерации, является финансовое обеспечение за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, при этом в устоявшейся общемировой практике венчурное финансирование предполагает использование исключительно частных, внебюджетных средств.

Необходимо отметить, что венчурным финансированием в России занимаются созданные государством институты развития, но нормативно-правовая база не позволяет осуществлять венчурное финансирование крупным государственным корпорациям.

Поручить Организационному комитету подготовить обращение в адрес Минобрнауки России о целесообразности разработки соответствующей нормативно-правовой базы, устраняющей возникающие на практике правовые коллизии, предусмотрев комплекс прозрачных механизмов, позволяющих крупным частным компаниям, государственным корпорациям – технологическим лидерам активно использовать инструмент венчурного финансирования.

5. Существующие проблемы трансфера технологий и диверсификации продукции двойного и специального назначения не решены.

Действующая система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) военного, специального и двойного назначения не отвечает задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в части диверсификации производства, и не стимулирует предприятия к ведению хозяйственной деятельности в отношении полученных РИД.

Отметить целесообразность ускорения работ по формированию предложений в рамках Плана-графика подготовки нормативно-правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 22.12.2020 № 456-ФЗ.

 

Настоящее решение обсуждено и согласовано с участниками конференции.