ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Решение конференции
Р Е Ш Е Н И Е
III Международной научно-технической конференции
«Новые материалы и технологии глубокой переработки сырья –
основа инновационного развития экономики России»,
приуроченной к 90-летию со дня основания федерального государственного
унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»
Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
(НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ)
(27 июня 2022 г., НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ, г. Москва)
В работе III Международной научно-технической конференции «Новые материалы и технологии глубокой переработки сырья – основа инновационного развития экономики России», приуроченной к знаменательной дате – 90-летию со дня основания федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (далее – конференция), проведенной в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ 27 июня 2022 г., приняли участие специалисты организаций, занимающихся разработкой, производством и применением материалов и технологий нового поколения, представители Российской академии наук, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.
По итогам обмена мнениями по тематике конференции ее участники решили:
1. Признать формирование научно-технического задела, осуществляемое ведущими научно-исследовательскими организациями, государственными научными центрами совместно с институтами РАН, национальными исследовательскими университетами и образовательными учреждениями высшего образования, ключевым приоритетом для дальнейшего развития деятельности по созданию материалов нового поколения в рамках реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года».
Отметить основополагающую роль «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» в качестве ключевого документа стратегического планирования в России в части материаловедения.
2. В настоящее время отсутствует политика единого ресурсного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности, нарушены преемственность и стадийность выполнения научных проектов, не выработаны системные меры по привлечению инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную сферы.
Текущее финансовое обеспечение развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в части объема внутренних затрат, динамики количества исследователей и доли расходов в структуре ВВП остается на уровне, недостаточном для обеспечения прорывного развития России, определенного Президентом Российской Федерации в национальных целях на период до 2030 г.
Данное обстоятельство во многом обусловлено значительным снижением практики применения программно-целевого планирования при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности и переходом на субсидийные механизмы, которые значительно упрощают администрирование для государственных заказчиков. Единственной сферой, эффективно использующей программно-целевое планирование, остается оборонно-промышленный комплекс, выступающий в качестве основного источника прорывных технологических решений в Российской Федерации. Особенно остро данный вопрос влияет на отраслевую науку и проводимые ведущими научно-исследовательскими организациями и государственными научными центрами прикладные работы, обеспечивающие реальный экономический эффект в краткосрочной перспективе.
В связи с вышеизложенным следует поручить Организационному комитету направить обращение в адрес Правительства Российской Федерации о целесообразности инициирования проработки изменений в действующей системе финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусмотрев раздел бюджетной классификации «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», консолидирующий расходы на науку с выделением отдельной статьи «Опытно-конструкторские работы по созданию конкретных образцов высокотехнологичной продукции».
3. В Российской Федерации наблюдается радикальное отклонение от общемировой практики в части венчурного финансирования высокорисковых инновационных исследований и разработок.
Венчурными инвестициями, согласно законодательству Российской Федерации, является финансовое обеспечение за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, при этом в устоявшейся общемировой практике венчурное финансирование предполагает использование исключительно частных, внебюджетных средств.
Необходимо отметить, что венчурным финансированием в России занимаются созданные государством институты развития, но нормативно-правовая база не позволяет полноценно осуществлять данный процесс крупным государственным корпорациям.
Поручить Организационному комитету подготовить обращение в адрес Минобрнауки России о целесообразности разработки соответствующей нормативно-правовой базы, устраняющей возникающие на практике правовые коллизии, предусмотрев комплекс прозрачных механизмов, позволяющих крупным частным компаниям, государственным корпорациям – технологическим лидерам активно использовать инструмент венчурного финансирования.
4. Существующие проблемы трансфера технологий и диверсификации продукции двойного и специального назначения остаются окончательно не решенными.
Действующая система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) военного, специального и двойного назначения не отвечает задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в части диверсификации производства, и не стимулирует предприятия к ведению хозяйственной деятельности в отношении полученных РИД.
Отметить целесообразность ускорения работ по формированию предложений в рамках Плана-графика подготовки нормативно-правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона № 456-ФЗ от 22.12.2020.
Настоящее решение обсуждено и согласовано с участниками конференции.