Об Аврасине Я.Д.


АВРАСИН ЯКОВ ДАВИДОВИЧ

 (18.10.1905 – 18.11.1994)

18 октября 2025 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советский учёного, доктора технических наук, профессора; основоположника создания конструкционных композиционных материалов для изделий авиационной и ракетной техники на основе стеклопластиков и дельта-древесины Якова Давидовича Аврасина (18.10.1905 – 18.11.1994).

Окончил Харьковский физико-химикоматематический институт по специальности «химик-исследователь».(1932г.), канд. техн. наук (1947г.), старший научный сотрудник (1947 г.), докт. техн. наук.

С 1933 по 1994 г. работал во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов, пройдя путь от инженера до начальника лаборатории (начальником лаборатории с 1938 по 1958 г).

Впервые в СССР им был разработан технологический процесс производства бакелитовой авиационной фанеры. Известный специалист в области создания дельта-древесины, основоположник работ по созданию первых конструкционных композиционных материалов (стеклопластиков) для изделий авиационной и ракетной техники.

Дельта-древесина или ДСП-10 – прообраз современных композиционных материалов, представляющая собой древесный шпон, пропитанный фенольной смолой с типичной схемой конструкции: через каждые 10 продольных листов шпона - один поперечный.  Дельта-древесина имеет всего в два раза большую, чем обычная древесина, плотность, при этом значительно превосходя её по прочности (она выше, чем у многих алюминиевых сплавов, хотя и ниже, чем у авиационного дюралюмина после термической обработки и искусственного старения).

В годы Великой Отечественной войны эта древесина стала основным конструкционным материалом для лонжеронов боевых самолетов-истребителей как довоенных образцов, так и более современных, сконструированных во время войны А.И. Микояном и С.А. Лавочкиным.

Использовав негорючую дельта-древесину в конструкциях своих истребителей, С.А. Лавочкин получил возможность устанавливать на них более мощные двигатели, делать их более скоростными. Уже в 1943 году советские истребители получили преимущество в скорости полета.

Необходимо отметить, что уже в 1942 году в нашей стране было выпущено около 22 тысяч боевых самолетов – в 1,7 раза больше, чем в Германии, что свидетельствует об огромных масштабах применения негорючей дельта-древесины. Ее использование позволило сэкономить более 20 тысяч тонн дефицитных цветных металлов.

Советское правительство высоко оценило деятельность создателей (Я.Д. Аврасин, А.И. Жданова, К.П. Горский, М.А. Хрипунов и др.) «слоистой древесины». За успешное выполнение правительственного задания по организации массового производства дельта-древесины и внедрение в короткий срок этого нового авиационного материала в производство самолетов большой группе сотрудников ВИАМ была объявлена благодарность.

Разработанные Яковом Давидовичем Аврасиным материалы в годы Великой Отечественной войны были основным конструкционным материалом самолетов Ил, МиГ, ЛаГГ и др. Всего разработал более 50 марок стеклопластиков, которые нашли широкое применение в космических аппаратах, самолетах, вертолетах, а также в других отраслях промышленности. Им опубликовано более 150 научных трудов и подготовлены десятки специалистов для авиационной отрасли.

Награжден орденом «Трудового Красного Знамени (1945 г.) «Знак Почета» (1982 г.), медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.» и др.