Дневник симпозиума

12 ноября 2012 года в Китае (город Шэньчжэнь) состоялся российско-китайский симпозиум «Перспективные материалы для гражданской авиационной техники 21 века». Его организаторами выступили Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) и Китайская академия авиационной фундаментальной техники (АВИК – ТЕХ), входящая в Корпорацию авиационной промышленности Китая (Aviation Industry Corporation of China).

Симпозиум открыли генеральный директор АВИК - ТЕХ, профессор Ли Сяохун и Генеральный директор ВИАМ, академик РАН, профессор Евгений Каблов. Они отметили важность проведения симпозиума, который призван придать новый импульс развитию двустороннего сотрудничеству в области проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также созданию новых материалов для гражданской авиационной техники.

Как сообщил Ли Сяохун, «приоритетной задачей АВИК – ТЕХ, в которую входят 12 научно-исследовательских институтов и компаний, является создание современных интеллектуальных материалов для гражданской авиации в сотрудничестве с учеными и специалистами ВИАМ».

Евгений Каблов выступил с докладом «Перспективные материалы для авиационной техники гражданского назначения», который вызвал большой интерес слушателей.

В частности, он провел анализ мирового опыта и сообщил, что «в существующих на длительную перспективу зарубежных национальных планах и стратегиях авиационных исследований большое внимание уделяется материаловедческим вопросам». Евгений Каблов также проинформировал, что ВИАМ на основе анализа тенденций развития материалов в мире и с учетом приоритетных направлений и критических технологий развития науки, технологий и техники в Российской Федерации разработал «Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», включающие 18 научных направлений и 9 концептов по 71 комплексной проблеме. В докладе рассмотрены перспективные материалы и технологии разработки ВИАМа, возможности их применения, методы и оборудование для испытаний и исследований, а также вопросы квалификации авиационных материалов.

О функциональных материалах и системе защиты полимерных композиционных материалов от деградации и разрушения в процессе эксплуатации рассказала начальник лаборатории ВИАМ, кандидат технических наук Л.В. Семенова.

В докладе представлены свойства и области применения различных типов функциональных материалов, в том числе клеев, герметиков, эластичных, изоляционных, декоративных материалов, лакокрасочных покрытий, а также системы защиты полимерных композиционных материалов от влаги, старения, деструкции, климатических и микробиологических воздействий.

В свою очередь ведущий инженер ВИАМ, кандидат технических наук Д.И. Коган выступил с докладом на тему: «Разработки в области полимерных композиционных материалов».  

Коган Д.И.

В своем выступлении докладчик рассмотрел принципы разработки полимерных связующих для различных методов формования, технологии изготовления конструкций из ПКМ, исследования и разработки ВИАМ в области создания интеллектуальных материалов, а также вопросы компьютерного моделирования технологических процессов изготовления ПКМ.

О передовых жаропрочных сплавах для газотурбинных двигателей, защитных и теплозащитных покрытиях а также перспективных алюминиевых, алюминий-литиевых сплавах и слоистых алюмостеклопластиках для изделий гражданской авиационной техники рассказал начальник лаборатории ВИАМ, кандидат технических наук А.Г. Евгенов.

Евгенов А.Г.

Докладчик рассмотрел тенденции развития высокотемпературных жаропрочных сплавов для деталей ГТД, их свойства, технологии изготовления, способы переработки отходов, представил разработки ВИАМ в области материалов с высокой истираемостью и повышенной износостойкостью, а также осветил вопрос защиты рабочих лопаток от окисления при рабочих температурах, лопаток компрессора – от коррозии и пылевой эрозии, нанесения теплозащитных покрытий. А.Г. Евгенов рассказал о тенденциях развития интерметаллидных сплавов, специальных технологиях пайки. Он представил номенклатуру новых алюминиевых и алюминий-литиевых сплавов ВИАМ с улучшенным комплексом служебных характеристик, рассмотрел пути оптимизации их химического состава, особенности технологических процессов на различных этапах изготовления сплавов, представил разработки в области слоистых алюмостеклопластиков.

Ведущий инженер ВИАМ, кандидат биологических наук А.А. Кривушина выступила с докладом: «Методы исследования и пути повышения микологической стойкости материалов».

Доклад посвящен методам исследования микологической стойкости различных материалов и способам ее повышения. Рассмотрены примеры повреждений и влияние микроорганизмов на материалы, изделия и топлива, применяемые в авиации. Изложены основные методы испытаний и исследований микробиологического поражения с целью увеличения сроков службы изделий.

Интересные доклады были представлены китайской стороной. Так, заместитель генерального директора Пекинского института авиационных материалов (ПИАМ) по науке, профессор Ли Синью осветил новые разработки авиационных материалов в Китае. Доклад был посвящен вопросам развития авиационных материалов в Китае, направлениям их исследований и возможностям применения, в том числе рассмотрены высокотемпературные конструкционные материалы, титановые и алюминиевые сплавы, полимерные композиционные и функциональные материалы, а также изложены дальнейшие перспективы исследовательских работ. 

Сотрудник ПИАМ, профессор Ву Хончен рассказал о новых технологиях нанесения и применения ионно-плазменных покрытий. В докладе рассмотрена технология энергетического луча, возможности ее применения в аэрокосмической отрасли, микроэлектронике, а также микро-наноструктурах. Рассмотрены преимущества технологии покрытий, в первую очередь для повышения эксплуатационных свойств и увеличения жизненного ресурса рабочих деталей, а также для ремонта.

Представитель AVIC Composite Company, профессор Лю Сунпин выступил с докладом: «Высокоразрешающий ультразвуковой контроль и методы исследования композиционных материалов и конструкций». В докладе рассмотрены автоматизированные технологии неразрушающего контроля композиционных конструкций, особенно крупногабаритных, позволяющие увеличить эффективность оценки в 15-20 раз по сравнению с традиционными методами ультразвукового контроля. Представлены результаты исследований, полученные с помощью ультразвукового метода высокого разрешения, в том числе возможности получения количественной оценки при помощи ультразвуковой акустоскопии.

В свою очередь начальник лаборатории ПИАМ, профессор Хуан Сюй рассмотрел текущее положение с титановыми сплавами для авиации в Китае, в первую очередь высокотемпературными, возможности применения их в конструкциях самолета, двигателе, а также перспективы дальнейших исследований. Затронуты вопросы пожаробезопасности титановых сплавов.

Начальник лаборатории ПИАМ, профессор Сюн Хуапин рассказал результатах, полученных в ПИАМ в области сварки и соединительных технологий современных высокотемпературных авиационных материалов, а также перспективах исследовательских работ по указанной тематике.

Представитель ПИАМ, доктор технических наук Ли Гуйай выступил на тему: «Развитие авиационных алюминиевых сплавов с высокими свойствами». Доклад был посвящен ключевым проблемам разработки и рассмотрению основных характеристик алюминиевых сплавов с высокими свойствами на различных стадиях их изготовления, а также освещается общая ситуация и достижения Китая в области создания авиационных алюминиевых сплавов с высокими свойствами, проводится анализ технологической готовности к их изготовлению.

По итогам семинара, стороны отметили актуальность докладов, а также обратили внимание на важность расширения взаимовыгодного сотрудничества в области создания и исследований авиационных материалов гражданского назначения путем проведения совместных научных работ, обмена опытом и обучения специалистов.

Была достигнута договоренность разработать долгосрочные программы и механизмы сотрудничества, а также ежегодно проводить подобные симпозиумы по обмену научно-технической информацией и обсуждению перспективных направлений.

Евгений Каблов и Ли Сяохун подписали Меморандум о сотрудничестве, который определяет следующие направления для первоначального сотрудничества:

- Материалы и технологии для защиты металлических и неметаллических материалов;

- Функциональные материалы;

- Разработка супержаропрочного материала и технологии его литья;

- Разработка алюминий-литиевых и титановых сплавов с высокими эксплуатационными свойствами;

- Климатические испытания материалов и разработка систем защиты;

- Разработка новых резиновых и герметичных материалов с высокими свойствами и повышенными температурами эксплуатации;

- Полимерные и керамические композиционные материалы;

- Припои и технологии пайки жаропрочных, интерметаллидных сплавов.

Делегация ВИАМ поблагодарила китайских коллег и оргкомитет симпозиума за высокую организацию мероприятия. Евгений Каблов отметил важность и высокую научную ценность симпозиума для развития новых материалов для гражданской авиационной техники.

Справка:

АВИК-ТЕХ является крупным научно-техническим комплексом, который непосредственно подчиняется Корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC) и располагает серьезной научно-технической базой и квалифицированными кадрами. В состав АВИК-ТЕХ входят десять научно-исследовательских институтов: Институт стандартизации, Институт точной механики, Метрологический институт, Институт авиационных материалов, Институт по проблемам прочности, Институт авиационных технологий, Институт аэродинамики, Институт измерения и контроля, Институт специфических конструкций из полимерных композиционных материалов, Институт управления, а также и две компании: Компания полимерных композиционных материалов, Компания электронной физики «Хантай».

Сферы деятельности этих структур АВИК-ТЕХ охватывают восемь технических отраслей: аэродинамику, прочность, материалы, технологию изготовления, стандартизацию, метрологию, измерения и информатику. В АВИК-ТЕХ также функционируют одна национальная инжиниринговая лаборатория, четыре национальные ключевые лаборатории, двенадцать ключевых лабораторий авиационной науки. Штат АВИК-ТЕХ насчитывает 134 тысячи человек.