ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Дневник конференции
16 мая 2017 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) проходит конференция, посвященная 120-летию со дня рождения великого советского ученого, авиаконструктора Роберта Людвиговича Бартини.
Роберт Бартини – гениальный советский авиаконструктор, ученый, он оказал огромное влияние на развитие отечественной авиации. В разные годы с ним работали П.Н. Туполев, О.К. Антонов, С.В. Илюшин, С.П. Королев, В.М. Мясищев и другие. Практически все они использовали идеи Бартини в своих работах, что способствовало реализации многих известных авиационных и космических проектов СССР.
Бартини оставил заметный след не только в отечественной авиации, но и в фундаментальной науке – теоретической физике, гидродинамике, аэродинамике, теплофизике. Он был не только идеологом нового облика авиационной техники, но и интегратором смелых, ранее не применявшихся новых технических решений.
Открывая мероприятие, начальник научно-исследовательского отделения ВИАМ Владислав Валерьевич Антипов отметил, что «Роберт Бартини – это человек, который опередил время, он внес колоссальный вклад в развитие отечественной авиационной науки».
Далее заместитель начальника отдела научно-аналитической информации и сопровождения инновационных проектов ВИАМ Дмитрий Сергеевич Лаврищев рассказал о вкладе Роберта Бартини в создание отдельных направлений отечественного авиационного материаловедения.
«Бартини понимал, что без новых материалов невозможно создать новую авиационному технику. Первые с Советском Союзе опыты по изучению коррозии легких сплавов, проведенные Бартини в Севастополе в 1927 году, и разработка методов защиты от нее в дальнейшем позволили выдающемуся ученому Георгию Акимову разработать фундаментальные основы науки о коррозии», - заявил он.
По словам Дмитрия Лаврищева, Бартини одним из первых в отечественной авиации использовал передовые на тот момент материалы – магниевые сплавы и алюминиево-магниевые сплавы. «С его участием была разработана новая технология автоматической электросварки, использовавшаяся на серийных заводах.
Александр Васильевич Евланов из ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» выступил с докладом «Не взлетевший самолет Бартини. Деятельность ОКБ-86 на авиационном заводе № 86 в Таганроге».
Доктор технических наук Алексей Николаевич Серьёзнов (ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина») сделал доклад «Арктическое наследие Бартини для России».
Анатолий Иванович Плешаков (ГосНИИ ГА) рассказал об исследованиях и разработках Роберта Бартини в период его работы в НИИ гражданского воздушного флота.
Представитель Торгово-промышленной палаты г. Королев Владимир Ильич Малых рассказал о спецтюрьме в посёлке Болшево, где отбывал заключение Роберт Бартини.
Профессор, доктор технических наук Геннадий Брониславович Крыжевич (ФГУП «Крыловский государственный научный центр») подготовил доклад «Статическая и усталостная прочность слоистых композиционных материалов «алюминий–сталь» с асимметричным расположением слоев».
Вячеслав Васильевич Колганов из ООО «НПП «ТРЭК» поделился своими воспоминаниями о Роберте Людвиговиче Бартини.
Представитель ООО «Небо + Море», доктор технических наук Владимир Викторович Буковский рассказал о применении принципов движения Роберта Бартини.
Профессор, доктор технических наук Сергей Николаевич Шевцов (Южный научный центр РАН, ПАО «Роствертол») выступил с докладом «Многокритериальная оптимизация процессов пресскамерного и автоклавного формования крупногабаритных разностенных композитных конструкций».
Борис Юрьевич Прядезников из ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» представил доклады «Жидкофазное спекание сплавов системы Al–Fe с различными видами легирующей добавки» и «Исследования влияний механического процесса на линейный и массовый износ алмазных инструментов».