Дневник круглого стола

21 января 2016 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) проходит круглый стол «На перекрестке науки, образования и промышленности».

В его работе приняли участие руководители ведущих российских предприятий авиационной, атомной и космической отраслей промышленности, научно-исследовательских и академических институтов, а также представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, профильных министерств и ведомств.

Мероприятие открыл президент Ассоциации государственных научных центров, Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Николаевич Каблов. В частности, он подчеркнул, что «в сегодняшних условиях для успешной реализации национальной технологической инициативы России крайне важно определить крупные научно-технологические проекты и приоритетные направления инновационного развития, которые могут дать конкретный результат». «В свою очередь четко выстроенная кооперация и координация, а также определение зон ответственности, позволят повысить результативность прорывных проектов и конкурентоспособность нашей продукции», - отметил Евгений Каблов. По его мнению, ведущую роль сегодня играют цифровые и аддитивные технологии, а также робототехника. Большой интерес представляет и развитие «зеленых» технологий.

По словам Евгения Каблова, сегодня целесообразно отказаться от поддержки узконаправленных работ в пользу масштабных комплексных проектов, при этом координационную составляющую можно наладить с помощью консорциумов, которые будут представлять собой временные объединения независимых предприятий и организаций: институты РАН, университеты, ГНЦ, промышленные предприятия, а также бизнес-структуры. «При этом для каждого консорциума необходимо определить руководителя с предоставлением ему  необходимых финансовых, организационных и других полномочий, предусмотрев высокий уровень персональной ответственности за реализацию всего проекта», - подчеркнул докладчик.

Как заявил Евгений Каблов, «для решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров необходимо решить ряд проблем в системе образования России.  В частности, это почти полное отсутствие практической ценности проводимой российским вузами научной работы, отсутствие гибкости, статичность программ обучения, а также неподготовленность выпускников вузов к практической работе. Он также сообщил, что, как следует из опубликованного доклада ЮНЕСКО «На пути к 2030 году», в настоящее время  научный потенциал России находится на крайне невысоком уровне. «Эту ситуацию надо срочно исправлять», - отметил Евгений Каблов.

В свою очередь директор Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Владимирович Емельянов в приветственном слове отметил, что название круглого стола очень точно передает суть обсуждаемой проблемы. «Именно на пересечении рождаются инновации», - напомнил представитель Минпромторга России. По его словам, симбиозу науки, образования и промышленности придется восстанавливать реальный сектор экономики. Сергей Емельянов также пожелал участникам круглого стола успешной, продуктивной работы и новых конструктивных инициатив.

Председатель Совета Российского фонда фундаментальных исследований, академик РАН Владислав Яковлевич Панченко в своем выступлении рассказал о деятельности и перспективных направлениях РФФИ. В частности, он сообщил, что за 25-летнюю историю фонда около 250 тысяч человек были участниками работ по грантам РФФИ. «Мы сделали целую серию ориентированных фундаментальных исследований, которые направлены на достижение вполне конкретных технологий, технических решений», - подчеркнул Владислав Панченко, выделив арктические и биомедицинские исследования. Он также рассказал о совместной работе с ВИАМ по нескольким проектам в области химических наук и материаловедения.

Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Александрович Иноземцев рассказал о консолидации промышленности и науки на примере реализации проекта двигателя ПД-14, который изначально планировался для самолета МС-21, но фактически же предусмотрен для всей линейки отечественной гражданской авиации.

«В основе любой совместной работы должна быть перспективная бизнес-идея, которая собрала бы в одну команду всех участников проекта – от представителей академической науки до работников заводов», - подчеркнул Александр Иноземцев. Подобная бизнес-идея легла в основу создания нового двигателя ПД-14, добавил генеральный конструктор. «Впервые со времен Советского Союза в проекте объединились несколько конструкторских бюро во главе с ОАО «Авиадвигатель», заводы, отраслевые научные институты и вузы – вот вся эта «махина» сегодня организована и работает на бизнес-идею», - пояснил Александр Иноземцев. Он особо отметил, что в ВИАМ с помощью аддитивных технологий из отечественных порошков изготовили «боевую» деталь двигателя ПД-14 – завихритель фронтового устройства для камеры сгорания. «Это деталь, которая работает в условиях крайне высоких температур, она стоит буквально в самом пекле, поэтому на нее ложится большая нагрузка», - подчеркнул генеральный конструктор. Опыт подобной совместной работы Александр Иноземцев предложил использовать и для последующих прорывных проектов российской промышленности.

Ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Анатолий Александрович Ташкинов рассказал о практико-ориентированной подготовке инженерных кадров  для авиационной и космической промышленности. «Я поддерживаю организационное, методологическое сопровождение и, самое главное, наличие бизнес-идеи в организации технологических платформ и создании консорциумов. Для вузов важным фактором в этом процессе является подбор талантливых студентов, а также участие преподавателей в исследованиях и разработках», - отметил он.

Кроме того, Анатолий Ташкинов сообщил, что ПНИПУ занял третье место по участию в программах государственных корпораций, что является, по его мнению, весьма высоким показателем. «Не секрет, что основой для профессионального роста научных сотрудников и исследователей в вузе является участие в крупных проектах», - подчеркнул ректор. По его словам, для качественной подготовки студентов необходимо уделять особое внимание практико-ориентированному образованию. «Одна из лучших практик нашего университета – создание целевой группы по специальности «Авиадвигатели», в составе которой две трети студентов, поступивших к нам на первый курс, – это круглые отличники по физике и математике», - отметил Анатолий Ташкинов. Он также подчеркнул, что с его точки зрения именно аддитивные технологии являются ключевым направлением развития отечественной промышленности, поэтому в ПНИПУ созданы программы по всем основным направлениям подготовки кадров в этой области.

"Российскому производству не хватает инженеров и технологов", - заявил научный руководитель и первый заместитель генерального директора АО «ГНИИХТЭОС», член-корреспондент РАН Павел Аркадьевич Стороженко. В своем выступлении он обозначил проблемы образования, напрямую затронувшие химическую промышленность. «Объединение вузов привело к тому, что закрываются профильные кафедры, сегодня мы практически все направление химического машиностроения потеряли. Остро встает вопрос – какие специалисты придут работать на производство», - подчеркнул Павел Стороженко.

Начальник НИО ВИАМ, кандидат технических наук Ольга Геннадиевна Оспенникова в своем докладе рассказала об опыте сотрудничества ВИАМ с регионами страны, госкорпорациями, научными организациями и промышленными предприятиями. В частности, она сообщила, что институт взаимодействует с 37 институтами РАН, 11 субъектами Российской Федерации, особо выделив кооперацию с БашкортостаномТатарстаномМордовиейРеспубликой Саха (Якутия)Самарской и Ульяновской областями.

Кроме того, Ольга Оспенникова отметила совместную работу с Объединённой двигателестроительной корпорацией. «ВИАМ подписал концепцию взаимодействия с ОДК, реализация которой направлена на обеспечение конкурентоспособности российского двигателестроения на внутреннем и мировом рынке», - подчеркнула она. По ее словам, ярким примером сотрудничества в рамках консорциума является работа по внедрению технологий аддитивного производства для изготовления и ремонта сложнопрофильных деталей газотурбинных двигателей перспективного двигателя ПД-14 для самолета МС-21. «Благодаря кооперации с ИПЛИТ РАН и СПбГПУ специалистами ВИАМ впервые в России была изготовлена по аддитивной технологии деталь перспективного авиационного двигателя ПД-14  – завихритель «фронтового» устройства камеры сгорания. Данная работа проводилась в интересах индустриального партнера ОАО «Авиадвигатель» с применением принципиально новой аддитивной технологии, что позволило в 10 раз сократить трудоемкость ее изготовления и повысить коэффициент использования металла в 3-5 раз», - добавила Ольга Оспенникова. Как отметила начальник НИО ВИАМ в своем выступлении, аддитивные технологии должны стать доминантой национальной технологической инициативы и обеспечить условия перехода промышленности к производственным технологиям нового поколения, которые принципиально меняют весь технологический уклад и влекут за собой изменения всего производственного цикла. 

Представитель АО «Наука и инновации» (ГК «Росатом») Николай Маркович Манцевич в своем докладе рассказал об инновационном развитии Госкорпорации «Росатом» в сфере образования и науки. Он подчеркнул, что подготовка квалифицированных инженерных кадров – важнейший вопрос, который можно решить только с помощью тесного взаимодействия представителей научного сообщества, вузов и промышленности. «Мы проводим совместную исследовательскую работу с профильными университетами, сотрудничаем с инжиниринговыми центрами, которые сейчас активно развиваются в вузах, разработали систему управления знаниями для подготовки и повышения квалификации рабочих кадров», - пояснил Николай Манцевич.